WEARTS__челленджи___25__апреля_старт
2873 24 апреля

Стив Лазаридес — видео-интервью

Наши коллеги с сайта «Афиша» взяли интервью у Стив Лазаридес, который недавно приезжал в центр современного искусства «Винзавод».

Как вас посетила идея, что стрит-артом можно торговать?

Я был фотографом, фотографировал Бэнкси в середине 90-х, и так хорошо мы общались, что я постепенно стал его конфидентом и фотографом, а потом начал продавать его принты. Сначала я показывал его работы друзьям, им нравилось. Потом образовалось какое-то количество людей, которые начали платить по 50 фунтов за холст и гораздо большее количество людей, которые покупали просто принты. А потом вдруг произошел взрыв — в наше дерьмовенькое маленькое помещение повалили все, от Дэмиена Херста до самых крупных мировых коллекционеров. Так что мы поняли, что для этого искусства, похоже, имеется рынок, — открыли веб-сайт, на котором сначала продавались в основном принты, а потом и оригиналы, а где-то в 2005-м мы поняли, что нам нужно официальное представительство — так что я открыл галерею.

А откуда взялись холсты?

Многие из тех, кого я представляю, никогда не считали себя художниками — Бэнкси например. Приходишь к нему в мастерскую, а там везде эскизы раскиданы. Или, например, Джейми Хьюлетт из «Гориллаз» — его мастерская завалена великолепными рисунками. И никто из этих ребят не догадывался, что это все можно вообще-то продавать.

Стив Лазаридес и вы им на это глаза открыли.

Я им сказал: «Давайте попробуем». У меня не было никаких связей с арт-миром — я искусству не обучался, в галереях никогда не работал, мы просто старались действовать логично.

Это такая каноническая история о стрит-арте, которая повторяется каждое десятилетие, начиная с Дэвида Войнаровича и Кита Харинга в Нью-Йорке 80-х, которые были такими свободными, рисовали на стенах, а потом галеристы начали приходить с пилами, кусками все это выпиливать и продавать.

Ну Бэнкси, например, сам свои работы называл уличными сувенирами — видишь картинку на улице, а потом такую же покупаешь домой. С этого мы начинали — люди повсюду в городе встречали работы Бэнкси, а потом покупали сувенир на память о том, что видели. Сознательного решения на этом деле заработать мы не принимали, все вышло случайно. Мы-то хотели просто отрываться, а деньги и продажи были побочным эффектом. Мы никогда не обращались к другим галереям, да нас никто бы и не взял тогда — мы решили все сделать самостоятельно, медленно наращивали клиентскую базу. А потом — бабах, о нас все узнали, вдруг о нас стали чудовищно много писать, в каждой газетной заметке в Англии про нас упоминали. Нашими клиентами становилось все больше молодых и стильных ребят, они могли себе позволить покупать, то, что мы продавали, — это было недорого, а когда наша аудитория расширилась за счет таких вот молодых трендсеттеров, мы стали еще более известны, уже за пределами художественного мира.

С тех пор цены выросли, надо думать?

Да уж, выросли. Сначала — привожу в пример именно Бэнкси, потому что он самый показательный — у нас было три уровня цен: 50 фунтов, 100 и 150. Сейчас, через 10 лет, те же самые работы продаются по 80000–150000. Ну был еще промежуточный этап, когда цены поднялись со 150 до 1500 фунтов. Но сами мы ничего для этого не делали, все это случилось на вторичным рынке.

Помимо того, что стрит-арт продается сам, его используют, чтобы стимулировать интерес к галерейному искусству. В Шордиче (модный галерейный квартал в Лондоне. — Прим. ред.) вообще водят ночные экскурсии по местным граффити.

Это, конечно, забавно наблюдать — мы в Шордиче открыли офис в 1995-м, это был дерьмовейший район, полузаброшенный, поэтому художники могли более-менее свободно рисовать на стенах и полиция ими не интересовалась. И вдруг Шордич стал дико креативным местом, за какие-нибудь 4–5 лет туда понаехали художники со всего мира, и как это обычно происходит, район слегка джентрифицировался, всякие модные ребята стали там снимать жилье, ну и галереи начали открываться.

Выходит, стрит-арт участвует в создании этого эффекта креативности, который завлекает широкую публику.

Ну да, это, вообще-то, очень популистская форма искусства, не надо быть искусствоведом, чтобы его понимать. Поэтому выставка стрит-арта в лос-анджелесском MOКA и выставка Бэнкси в Бристольском музее пользовались бешеной популярностью. И где бы в мире мы ни решили делать групповую выставку стрит-арта, можно сказать наверняка, что придет не меньше 20–30 тысяч человек. В мире высокого искусства иногда осуждают популярные вещи. Но вещи становятся популярными потому, что нравятся людям. И это не плохо.

Идея о том, что стрит-артист по умолчанию находится в оппозиции к обществу, кажется несколько преувеличенной.

Да, это правда, немногие выступают с открытым политическим месседжем. Всего человек 5–10 по всему миру, ну Бэнкси до какой-то степени, хотя он больше любит просто шутить, JR, — но вообще мало кто из них пытается что-то сказать, в основном они просто рисуют на стенах, и я не уверен, что это такая уж критика общества.

При этом стрит-артисты любят говорить о себе как о таких отщепенцах, которые живут вне закона и ходят по лезвию бритвы.

Думаю, сейчас ситуация изменилась. Надо понимать, что есть большая разница между стрит-артистами и граффитистами. Стрит-артисты используют улицу как свой медиум, но они не подписываются под старым этическим кодексом граффитистов. И многие прославившиеся стрит-артисты вообще-то никогда не занимались граффити — Бэнкси не был граффитистом, JR не был. Для них улица — это холст. И все меньше и меньше они говорят о себе как об отщепенцах вне закона.

Реклама на сайте

« »
Смотрите по теме
Бэнкси выставил свою работу на улице в Венеции
Бэнкси выставил свою работу на улице в Венеции
5 известных граффити конкурентов
5 известных граффити конкурентов
Отель Бэнкси в Палестине
Отель Бэнкси в Палестине
Феномен Бэнкси | Дмитрий Аске
Феномен Бэнкси | Дмитрий Аске
Бэнкси (Banksy)
Бэнкси (Banksy)
ГРАФФИТИ ХРОНИКА
ГРАФФИТИ ХРОНИКА — GOOZE/ZMOGK/BANKSY/SHOK/DIMA_SW/RASKO
Интересное
Видео: Пятница 13-е
Видео: Пятница 13-е
Персонаж: DHR Crew
Персонаж: DHR Crew
MONOCHROME 019
MONOCHROME 019 — WANE
Partners In Crime
Partners In Crime — The 100 Wholecars Exhibition
Matter of Skillz, 27 августа @ Москва
Matter of Skillz, 27 августа @ Москва
Видео: Matt W. Moore
Видео: Matt W. Moore
UTAH
UTAH & ETHER — Probation Vacation #6: Филиппины
ColorTrips | BREMEN
ColorTrips | BREMEN
HOWS
HOWS & ZBR — Trainbombing in Moscow
Реклама на сайте

Новые
Бэнкси выставил свою работу на улице в Венеции
453
FLINT
3519
НОВОЕ
CURVED ARMS
136
НОВОЕ
Фотоотчет: Urban Fest 2019
198
ONEDAY with PLOUK & CORBAK
245
P.art 7 — Misha Most
203
ROMA BANTIK | ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
305
Wholetrain | AHQ EPSC ABM IOR
369
Zogl NANOZ 2019
290
NcFormula: Rien Ne Va Plus — Moer & Kesh
405
RUNNERS 15 — Chap
337
Владимир Абих — Петербургское уличное искусство
278
Лучшее за месяц
  • Трейлер | Still In Service

    1

  • 765 (Graffiti documentary)

    1

  • Wholetrain | AHQ EPSC ABM IOR

    1

  • Saute | Billboard graffiti

    1

  • GRAFF TV: SKASE

    1