Реклама на сайте - TOP - Сентябрь 2017
Новые
НОВОЕ
110
НОВОЕ
98
НОВОЕ
260
186
426
382
« »
3143

Шарм нелегального: как сотрудник полиции стал уличным художником
8 сентября 2016   

История Арта Абстрактова — автора
«Синьки» и «Плюща» на Некрасовской

art_abstractov_12

Сообщество стрит-артистов максимально закрытое. Все видят работы на улицах, но ничего не знают об авторах. Страсть к мистификации в их кругу считается едва ли не профессиональной обязанностью. Кто-то навсегда остается лишь псевдонимом из букв и цифр. И все же самые активные участники процесса рано или поздно выходят из тени. Таков наш собеседник Антон, автор ярких абстрактных росписей в городах России и Европы, известный как EAGER. Самарцам он может быть знаком как автор настенных картин-сообщений «Синька» и «Плющ» на Некрасовской, которые он подписывает как Арт Абстрактов, а также с недавних пор как участник выставок в галерее «Виктория» или литмузее с инсталляциями из нитей, подписанными как «Антон Валанс». У него много ипостасей, в том числе и музыкальная — его шумовые аудиовизуальные выступления совместные с коллегами (например, небезызвестным Протоном) могут иной раз наблюдать те, кто остается на ночные afterparty.

art_abstractov_2

Вполне возможно, что именно в его лице Самара на данный момент имеет одного из самых ярких и деятельных участников арт-процесса. В нем, уроженце брутального района 116-й километр, подкупает творческая и личностная независимость. Всем своим видом он показывает, что художник может произрасти даже в самых, казалось бы, непригодных для этого условиях. И даже несколько художников в одном человеке.

art_abstractov_6

Расскажи, когда и с какого из творческих
альтер-эго началась твоя работа?

Начал я как художник с 2007 года, с первого января. Я, конечно, и до этого с друзьями ходил, гулял по своему райну, 116-му. Они делали трафареты на улицах, а я караулил и фотографировал. Ребята все жили в центре, а на стошке у них жили бабули, в одном дворе со мной. Постепенно стали с ними выезжать в другие районы, подумали, что надо сделать команду. Назвали ее DVS, полное название «Device». С ними я где-то с лета 2006-го начал делать шрифты. Но тогда я не столько делал, сколько думал, как к этому подойти. Ребята мне показали, что все доступно, показали шарм нелегального. Так появилась возможность почувствовать на себе и здесь всю эту культуру, которую ты видел только в американских фильмах.

А что произошло первого января? Проснулся
на новый год «художником»?

Да, заранее подготовился и сделал первую «свою» работу. Решил, что так будет удобно вести отсчет, сколько я буду этим заниматься, либо закончу. Работа была на шестом причале и, конечно, не сохранилась — там все друг друга перекрашивали всегда, это было самое «легальное» место, поэтому постоянно обновлялось. Там впервые появилась подпись EAGER.

art_abstractov_13

Чем ты вообще занимался в те времена?

Закончил железнодорожный техникум, поступил в университет, такой же железнодорожный.

art_abstractov_16

Как произошло внутреннее перерождение железнодорожника
в художника? Один другому не противоречил?

Железнодорожная сфера достаточно жесткая, суровая. Первый рабочий день, это еще практика была, начинался с того, что перед тобой мужики ставят граненый стакан, наливают до половины водки и говорят: пей! Я говорю, что не пью, даже пиво не особо. А они в ответ: да мы тебя и не спрашиваем, пей и все. Ну выпил, во рту все горит, спрашиваю, а закусить есть? А они: ты еще не заслужил. И так вот первое время, взрослый дядя каждое утро наливал мне перед сменой по стакану. Приучил не закусывать. Потом где-то через недельку дали яблоко откусить. В общем, потом идешь и целый день работаешь, и в слякоть, и в дождь. Дробленку кидаешь, потом поезд проезжает и вся эта дробленка, что ты выкопал, в тебя летит и копаешь по новой. И все эти мужики там, чтобы их работа не слишком удручала, выпивают и рассказывают, как они там на рыбалку сходили или у кого какие тайные связи есть, помимо семейных. Словом, воспитывают, чтобы ты был таким же, как они, «прожженным мужиком». У них у всех такое чувство, что надо сопляков воспитывать. Потом я пошел работать в метрополитен на семь лет. Там в принципе все то же самое, только погодные условия другие — подземельные, без окон и естественного воздуха.

art_abstractov_3

Да, такая работа располагает к побегу в искусство.
Все-таки они тебя недовоспитали в итоге?

Ну да, и я параллельно учился в универе, и рисовал. Поскольку вся эта подземная работа меня угнетала, я решил уделять больше времени тому, что мне нравилось с детства. Вначале, году в 2008-м, это было классическое граффити, на поездах, на щитах вдоль железных дорог, так как они всегда были доступны. Рисовал шрифты, и за команду, и от себя.

art_abstractov_4

Ты самоучка?

Фактически, да. Коллеги что-то показывали, но, конечно, не «учили». Просто много смотрел, наблюдал. С детства рисовал. Даже на уроках рисования. Препод говорил рисовать на определенную тему, но я рисовал на свою, за что мне ставили три с минусом. Вначале персонажей всяких, монструозность, убийства, потом абстрактные пятна начал изображать, плескать краской.

art_abstractov_17

А натолкнуло на абстракцию? Это все-таки
довольно рафинированный жанр.

С доступом в интернет тогда, конечно, было туговато. Не было доступа к специальным граффити-журналам. Просто листал классические альбомы по искусству, наблюдал, изучал. Что-то в ячейках головного мозга откладывалось. Посмотрел биографические фильмы «Баския», «Поллок». А уже потом посмотрел Климта и Модильяни и что-то они не очень мне понравились.

art_abstractov_18

С какого момента ты можешь сказать, что
обрел собственный узнаваемый почерк?

Шрифты мне быстро надоели, я не видел в них никакого смысла. Хотелось перенести на стены какие-то беспредметные образы. Где-то с 2009 года появляются абстрактные работы, брызги. Мои прежние коллеги остались верны шрифтам и поэтому я начал работать в одиночку, вне какой-либо коалиции.

art_abstractov_19

А как тебя воспринимали коллеги-железнодорожники?
Или родители?

Мужики, конечно, все это воспринимают как баловство и выпендреж. Возможно, потому, что сами себя никак не реализовали. А родители — вначале относились скептически, потом вроде бы поняли, но надеялись, что это пройдет. А сейчас уже привыкли, ходят на мои выставки. Я их даже познакомил с работами других графитчиков и теперь моя мать иногда видит что-то и говорит — о, я знаю, кто это сделал, узнает по почерку.

art_abstractov_8

А как ты вошел в широкое сообщество стрит-артистов?

Когда появилась возможность, я зарегистрировался на немецком сайте streetfiles.org. Это был первый домен, на который кидали свои работы художники со всего мира. Тогда не было лайков, имело значение количество просмотров. Этот сайт правительство Германии закрыло потом за якобы провокации. Был у меня и переломный момент, когда я целый год не рисовал. Решил подумать. Хотя именно тогда было много разных движух, я постоянно общался с коллегами. Но как автор размышлял, возвращаться ли мне в эту среду или нет. Если возвращаться — то с чем-то новым, потому что прежнее мое творчество перестало меня радовать и вдохновлять. После этого годовалого передыха я вернулся с чистой геометрической абстракцией. Тогда я еще не думал, что она станет известным и популярным во всем мире направлением. Потом появился крутой сайт home.eкosystem.org, который до сих пор успешно работает. Публикует он не классическое граффити, а как раз современное, экспериментальное. Там у меня висит с десяток работ. Я делаю геометрию, на тот момент, когда я делал ее в Самаре, здесь этим никто больше не занимался. И все меня запомнили как Антон Геометрия. Вдохновлялся я Малевичем и Кандинским, делал такой супрематизм последовательно уже с 2010 года. Я создал себе команду, назвал АКС. Это аббревиатура — ацетон кожу сушит. Потому что после работы руки отмывают ацетоном.

art_abstractov_9

А откуда растет вся эта история с разными личностями
и псевдонимами? Это такая умножающаяся попытка
эскейпа из своей изначальной среды?

Может, и так. Но вообще я решил создать для себя такой «фильтр». EAGER большими красными буквами появился сразу и обозначал граффити-деятельность. Потом этим именем я обозначил всю свою «геометрическую» часть. А Арт Абстрактов появился сначала как аккаунт вконтакте. Потом уже решил обозначать этим именем работы, которые задействуют социальный контекст, делают акцент на высказывании. Например, та же «Синька», «Плющ». Это такая более экспериментальная ипостась. После «Синьки» меня нашел Сергей Баландин, вначале брал интервью, а потом позвал участвовать в выставке «Картина, написанная на спине». Так я начал работать уже в относительно «официальных» пространствах и эту свою часть подписываю как Антон Валанс. Чтобы у людей не возникало ассоциаций с моими уличными работами, а чтобы судили как неизвестного художника с таким красивым, на французский манер именем.

art_abstractov_7

Расскажи о своих непростых отношениях с полицией.
Ты ведь, насколько я знаю, пошел туда работать?
Как это изменило твою деятельность?

Я работаю там как внештатный сотрудник. По факту занимаешься тем, что ходишь с участковым и смотришь на различных маргинальных личностей на своем районе, общаешься с ними. Узнаешь, какая у них судьба невеселая. Кто-то хотел героин перепродать, а кто-то бензиновую врезку сделать. Прессовать меньше меня как художника не стали. Как-то раз очень жестко меня прогнал полковник, хотя работу в итоге я все-таки доделал.

art_abstractov_22

У тебя есть некое артистическое кредо? Персональное
видение, чем должен заниматься стритартист?

Особого кредо у меня никогда не было. Точно не хотелось повторять классические техники, те же шрифты. Хотелось эксперимента. Были моменты, когда я и плакаты делал из старых советских обоев и что-то на них рисовал. И знаки дорожные закрашивал, писал на них новые надписи, например, вместо «осторожно, скользкая дорога» писал «иди домой». Иногда формулировались какие-то посылы типа «что толку смотреть вперед, когда выход сзади». Кстати, про Тимофея Радю, который любит использовать текст, я тогда еще не знал. Важно порой акцентировать среду, подчеркнуть то, что в ней не идеально. Например, стена на Некрасовской, на которой сейчас «Плющ», а до этого была «Синька», а до этого еще одна моя абстрактная работа, уже много лет разрушается. И вот сейчас уже администрация собирается эту стену реставрировать. В целом же, экспериментальное уличное искусство, которым я занимаюсь, это такая «прививка авангарда» для тех, кто не ходит в музеи и галереи. В этом есть принудительность — люди увидят работу, даже если не захотят. Может быть, они будут недовольны, но увидят все равно.

art_abstractov_20

Как ты считаешь, уличное искусство всегда уместно в
городе? Или стоит выделять для него специальные районы?

Граффити, конечно, не везде уместно. Но оно в любом случае будет, независимо от того, разрешено оно или запрещено. На окраинах она всегда будет играть роль некоего украшения среды. А скажем в центре города можно больше заниматься «муралистикой» (от mural — стена), создавать большие работы в весь фасад. Это могло бы значительно преобразить город, привлечь туристов. Это же делается повсеместно в Европе и люди довольны, даже благодарят.

Как строится твой рабочий процесс?

Иногда сплошная импровизация, фристайл. Легче конечно, на заброшках, где народа нет и ты рисуешь сам по себе. В центре сложнее, ведь там все будут на тебя смотреть и задавать вопросы. Там работать — это всегда эксперимент. Но дикое желание рисовать пересиливает страх перед тем, что будет. Проще делать и смотреть, что выйдет по факту. Геометрические работы, конечно, занимают больше времени — и грунтовка поверхности, и наклеивание малярки. Часто нужны предварительные эскизы. Что-то можно нарисовать за пару часов, что-то требует нескольких дней. Я, кстати, рисую всегда днем. Ночью я раньше занимался скорее какими-то незаконными действиями — тэганием, расклейкой обоев.

art_abstractov_11

Как находишь места для работ?

Главное, чтобы место было хорошо видимым, доступным для просмотра. В основном сейчас все делаю на виду, не работаю на задворках.

art_abstractov_21

Что обычно люди говорят, видя твои беспредметные работы?

У большинства есть какое-то недопонимание. Я всем, как правило, советую включить фантазию и видеть то, что они сами захотят. А про работы со словами я так и говорю, что вот, например, «Синька» – это о проблеме алкоголизма. Они обычно говорят: ну да, алкоголизм, это, конечно, плохо… А про «Плющ» я говорил в том числе, что вот, тут есть орнаменты, оптические иллюзии. Что в них увидишь, то и твое. Дети говорят, что видят там зебру. ОК, зебра так зебра. Еще был случай, когда я делал беспредметную черную работу, а люди спрашивали, как же так, зачем вы красите стену в черный цвет? На что я говорил им: ЖЭК! Работаем, какую краску дали, в такую и красим! И у людей больше не было вопросов, что и как. Но часто говорят, что лучше б ты березки рисовал, озерца.

art_abstractov_5

Как ты считаешь, у нас в городе есть сообщество
уличных художников?

Объективно, конечно, если погулять, стритарта у нас маловато. Но есть значимые авторы вроде Клауса, который стал делать работы из папье-маше — глаз, руку. ЧЖНС сейчас активно работают, просто то, что они делают, не всегда в доступе, это тихие места. Они сами не хотят особой публичности. Но развиваются, ездят по разным фестивалям, их знают. Параллельно делают холсты.

art_abstractov_23

В последнее время ты все больше работаешь как художник
без приставки «уличный». Выставляешься в галереях, музеях.
Это для тебя следующий этап? Какова цель: улицу переносить
в музей или наоборот, делать улицу музеем?

Да, хотя я не оставил уличную деятельность, мне важен этот переходный момент между музеем и улицей. Многие из задуманных работ просто сложно сделать в уличных условиях, к тому же они все крайне недолговечны. На данный момент занимаюсь написанием нескольких холстов, на них можно делать нечто новое, что не получилось бы на стене. Но холсты это не конечный результат, мне было бы интересно делать большие инсталляции. Я себя никак не ограничиваю в плане формы. Все мои альтер-эго меня никак не ущемляют, я всем им уделяю время.

Одним из недавних проектов была “Дичь” в Тольяттинском художественном музее на выставке “Вьюности” в параллельной программе IX Ширевской биеннале. Данная абстрактная фреска подходит и под второй критерий выставки экспозиции, это “Дикие”. Дичь в данном случае это популяризированный сленг, или набирающий обороты – неологизм с каждым днем. Современное поколение людей часто использует это слово, для описания какого – нибудь несуразного действия, выходящего за рамки обыденности и этикета, поражающее и эмоционально отвращающее, имеющее крайнюю степень усиления происходящего, отличающиеся от обычного и принятого. Автор сопоставляет слово с аналогичными синонимами подобного характера, употребляемые человеческими устами, к примеру “Люто”, “Жесть”.

art_abstractov_15

Масштабная инсталляция конца 2015 года 9 метров длинной и 2 метра высотой в галерее “Виктория”.

art_abstractov_14

Материал: водоэмульсионная краска, аэрозоль, шурупы, шерстяная нить. Развитая и совершенная форма, по сравнению с первым проектом, растущая по арифметической прогрессии. Если в первой работе было черно-белое минималистичное решение, и гвозди, вбитые в поддоны, то в этом проекте уже использовано цветовое решение в виде трех нейтральных цветов: черного, серого и белого. Гвозди были заменены на шурупы, сама форма инсталляции тоже реинкарнировалась из органичного триптиха в сочетание остроугольной геометрии слева и органичной плавной формы справа.

Граффити – это лишь ступень, от которой пошел отсчет моей деятельности. После граффити реинкорнировалось в стрит арт,
в котором я стал себя ощущать, как в родном бульоне, после позиционирование личности уже как современного художника. Уверен на тот момент будут и следующие фазы трансформации, которые продолжат мою жизнь, созерцание, и вдохновение.

Автор: Константин Зацепин специально для сайта vivacity.ru

Смотрите по теме
Интересное