ВИВАСИТИ баннер рекламы
Постграффити. Новая эстетика уличного искусства
552 28 января

Постграффити. Новая эстетика уличного искусства

  • Постграффити. Новая эстетика уличного искусства
  • ABM Graffiti — One day with Durak

Введение

Постграффити — направление в уличном искусстве, где привычные каноны граффити подвергаются сомнению, деконструируются и изменяются до неузнаваемости. Если коротко, постграффити — это когда райтер рисует так, как будто он не умеет рисовать.

На заре своего зарождения граффити начиналось как протест, и его путь к статусу признанного искусства был непростым. Однако времена менялись, уходила табуированность, а также сильно менялись каноны граффити. Начавшись в 60-е годы с «тегов» — подписей уличного художника или «райтера», граффити в конечном итоге пришло к огромному многообразию самых причудливых «кусков» (сокращением от английского слова masterpieces называют настенные рисунки). Сейчас, в эпоху фестивалей, выставок и мастер-классов уличного искусства, никого не удивить ни наивными, ни абстрактными, ни трешовыми работами. И действительно, можно задаться вопросом: почему талантливые и опытные художники иной раз рисуют так, будто совершенно не умеют это делать, а их произведения похожи на хаотичную мазню? Давайте разберёмся.

Наивное и ироничное граффити

Идущие рука об руку абстракция и постмодернизм в искусстве неизбежно приводят к отрицанию и деконструкции. Это явление нашло своё отражение и в постграффити, породив так называемое ироничное направление — граффити, доведённое до абсурда и откровенного издевательства над канонами. Райтер Tchertogov позиционирует себя как художник абстрактного граффити. Сейчас они с соратниками между собой начали дробить постграффити на новые иронические направления. Так появились стили meta-wild style и future-кишкирез, Tchertogov поясняет:

«Всё, что имеет приставку «пост», деконструируется, разваливается, рассыпается в более быстрые и ироничные формы. На данный момент это просто своего рода угарёха. Граффити должно быть for fun, и постграффити тоже должно быть for fun. Иначе какой смысл этим заниматься?»

постграффитиTchertogov

Истоки постграффити

Чтобы понять, как граффити пришло к постмодернистской форме, нужно отметить его долгую и непростую историю. Истоки его зарождения лежат в однозначно нелегальной форме — против граффити, отождествляемого сугубо с вандализмом, были направлены целые политические кампании крупных городов по очистке улиц. Уже в конце семидесятых граффити проложило себе дорогу в галереи, куда арт-дилеры впервые пригласили уличных художников. Потом, в 2000-е, граффитчиков взяли на карандаш крупные компании, и некоторые райтеры сделали неплохие карьеры, продавая дизайны таким корпорациям, как Adidas и DC. Примерно в это же время вместе с Бэнкси пришло интеллектуальное переосмысление: эпатажные работы анонимного художника пытались вскрыть остросоциальные нарывы, попутно претендуя на лавры «короля аукционов» Энди Уорхола.

Попадание в галереи стало важным шагом граффити в направлении современного искусства со всеми вытекающими. В отличие от тех же прохожих на улице, в выставочном пространстве художник предстает перед принципиально новой публикой — людьми подготовленными и гораздо лучше знакомыми с историей и контекстом искусства. В таких условиях и уличным райтерам потребовались новые способы преподнести своё творчество, заявить о его уникальности. Так граффити встретилось с авангардом и постмодернизмом.

постграффитиTchertogov

Взять, к примеру, абстрактное граффити: оно существует по тем же правилам, что и абстрактное искусство — художник отвлекается от тех или иных характеристик объекта, обобщая в своей работе некоторые идеальные понятия. Tchertogov поясняет:

«В силу того, что многие предпочли выплеснуть свой вайб не только на стены улиц или плоскости холстов, но пошли глубже в жанры перформанса, инсталляции, диджитал арта и т.д., не теряя при этом в содержании собственного творчества нити принадлежности к уличной культуре. За последнее время наблюдается колоссальный переворот в этой области».

Tchertogov готов отметить тех, кого считает коллегами по цеху:

«Они работают в похожих со мной техниках, в этом направлении «вроде как не граффити, но вроде как и граффити». Всё, что условно принято называть постграффити, всё, что около этой движухи, но абстрактно удаляется от этого всего. Остаются условные частицы от стандартного граффити — у тебя есть контур, аутлайн».

постграффитиVunik

постграффитиEliote

постграффитиСергей Суфле

постграффитиВалера Дурак

Абстрактное граффити нам прокомментировал и райтер Oxake (псевдоним читается как «Оксак»). По его словам, сейчас он снова возвращается к истокам — фигуративным элементам.

«Сначала мне было интересно и важно проводить прямые линии, объёмчик, блики. Если принять, что граффити — это что-то среднее между типографикой и изобразительным искусством, то чаша весов постепенно перевесила в сторону искусства. Всё меньше читабельных букв, всё больше намеков и абстрактных форм. Со временем всё больше начал относиться к граффити, с одной стороны, более внимательно и глубоко, а с другой стороны, с приколом».

постграффитиOxake

В конечном итоге бесконечный поиск новых форм выражения замкнулся сам на себе и без какой-то конкретной цели стал терять всякий смысл. Вектор развития современного граффити развернулся в сторону некоего антиинтеллектуализма. Потребовалось время, чтобы художники вернулись к простой идее: граффити — это граффити. Однако и тут эту форму искусства ждала развилка, приведшая к тому многообразию, которое мы сейчас имеем. Кто-то пошёл до конца, в сторону полной деконструкции и примитивизма, кто-то направил граффити в направлении всё новых, доселе неисследованных концепций искусства, а кто-то — просто стал творить интуитивно, проникнувшись общим духом постграффити.

Пионеры в России

Среди пионеров постграффити в России нельзя не упомянуть группировку NЁК. Со временем она выделилась эпатажным стилем своих работ. В период 2013-2014 годов NЁК фактически породили волну, когда под влиянием статей и роста популярности трэш-граффити в России всё больше художников в короткий промежуток времени начали рисовать «необычные, страшные и хаотичные куски». Они всё больше отдалялись от каноничного граффити, будучи пионерами такого подхода.

постграффитиNЁК

Недавно этот своеобразный альянс художников отметил двадцатилетний юбилей, по случаю чего они дали интервью граффити-журналу Grade. В этом интервью высказался Рёк:

«Я даже не знал, что есть какая-то волна. Мы делали то, что делали, и только потом я узнаю, что это, оказывается, трэш-граффити. Куда-то там приписали».

Из повлиявших на них уличных художников они называют Мэйка, намекая, что его подпись Oslek тоже имеет отношение к их названию и псевдонимам. В его работах на Кутузовском проспекте райтеров впечатлил съезжающий контур, который был как будто «не там, где надо, а там, где ему хотелось». Он лёг в основу их фирменного неопрятного стиля:

«Ослек делал дизайнерские куски, где-то был особый аутлайн, где-то была необычная заливка. Он писал на кусках «Я ТВАРЬ!». Он был суперпродвинутый уже тогда, в конце 90-х — работал на Макинтошах».

постграффитиNЁК

Сейчас состав команды насчитывает минимум семь человек, точно сосчитать сложно, поскольку децентрализация стала основой их философии. Сами участники попросту не знают, кто ещё из друзей их друзей входит в NЁК/YOB.

Несмотря на культовый статус, NЁК до сих пор идейно находятся в глубинах андерграунда, не ищут признания в соцсетях и не стараются рисовать на самых людных улицах. У них нет шаблонных целей — только организация выставки собственных работ. В том же интервью они признались, что их привлекала полная свобода творчества, возможность «делать что угодно».

Важность стремления к творческой свободе в становлении постграффити отмечает и другой райтер, mr_khorne:

«Мне нравится что в граффити становится всё меньше рамок,
и люди становятся свободнее в выражении своих идей. Это круто».

постграффитиmr_khorne

Окончательная форма трансформации граффити, пожалуй, начинается тогда, когда объект искусства полностью дематериализуется, превращаясь в перформанс и хеппенинг. Значение имеет не то, что рисуют райтеры, а то, как они это делаю.

Пример такого перформанса демонстрирует один из участников NЁК, райтер с псевдонимом Kufex: свой «кусок» он показательно создаёт с заливкой из листов светоотражающего утеплителя и контурами, нанесёнными монтажной пеной.

постграффитиKufex

Еще одна яркая инновация в граффити — альтернативные материалы. Чем можно заменить краску? Например, новым видом уличного искусства стал ярнбомбинг или уличное вязание. Оно заключается в том, что уличное пространство раскрашивается при помощи разноцветных и вязаных тканей. А «Лаборатория по исследованию граффити» (Graffiti Research Lab) в своих проектах использовала проецируемые изображения и магнитные светодиоды.

Заключение

Как и все виды искусства, граффити является живым организмом, подверженным постоянным метаморфозам. Постоянный поиск необходим, чтобы избежать застоя. На конкретных примерах мы увидели, как уличные художники экспериментируют и с формами, и с самим назначением граффити. Для кого-то это бесконечный бунт ради бунта, возникающий по мере отмены старых табу и трансформации мейнстрима. Для других — это эксперимент по стиранию границ с авангардным и абстрактным искусством, для третьих — средство, служащее для экспрессии различных эмоций или просто для развлечения. При этом есть и неизменные закономерности: граффити всё так же, как и много лет назад, идёт рука об руку с музыкальной культурой, однако диапазон взглядов на неё так же стремительно расширяется.

« »
Смотрите по теме
ABM Graffiti — One day with Durak
ABM Graffiti — One day with Durak
VIVACITY
Видео
НОВОЕ
74
Видео
НОВОЕ
91
Германия, Европа
Full Time Grind — TOULOUSE
НОВОЕ
Видео
НОВОЕ
116
Англия
Видео
148
Дания
Видео
405
Москва, Азия, Европа
Видео
149
Ростов-на-Дону
Трейлер — Devotee
Видео
164
Польша
12.2K
Москва
Видео
5.7K
Германия
Видео
177
Англия
X3K 2022 — Big chrome piece
Видео
1K
Австрия
Видео
185
Испания
Видео
368
Москва
Видео
173
Германия
Los Putos Psaria — Thessaloniki (SKG)
Сейчас онлайн
17

Реклама

Популярное
  • ABTX CREW — Graffiti train bombing

    1

  • 5 MINUTES: ODIK [EHC]

    1

  • Simpleton

    1

Профайлы
  • EKAP

    23

  • ODEITH

    10

Новые
НОВОЕ
Cekios | Winter
Cekios | Winter
НОВОЕ
HARD2BUFF — STESH
HARD2BUFF — STESH
Full Time Grind — TOULOUSE
Full Time Grind — TOULOUSE
LONDON GRAFFITI — TRAPY & KOZE
LONDON GRAFFITI — TRAPY & KOZE
STAAL — 015
STAAL — 015
Фильм — 1520 II (part two)
Фильм — 1520 II (part two)
POLUSPORT #2 FAP BOYS
POLUSPORT #2 FAP BOYS
Трейлер — Devotee
Трейлер — Devotee
SZARAŃCZA X DJGRAM — WELCOME TO THE FUTURE
SZARAŃCZA X DJGRAM — WELCOME TO THE FUTURE
EKAP
EKAP
YOUTUBE 30_K__footer

Реклама