ВИВАСИТИ баннер рекламы
Зачем мы рисуем на метро и электричках?
10383 29 ноября

Зачем мы рисуем на метро и электричках?

Трейнрайтеры о том, как отличить
искусство от вандализма

bunt_crew_1
Кадр из видео команды Bunt

Их называют вандалами, трейнрайтерами или просто граффитчиками. Вооруженные простыми инструментами и баллончиками с краской, они готовы тратить свои ночи на то, чтобы проникать в труднодоступные и зачастую режимные объекты.

Цель одна – оставить на движущемся куске железа свой рисунок. И ради эфемерной надписи, которая просуществует от нескольких часов до нескольких дней, они готовы подвергать свою жизнь риску, носить общественное клеймо вандала, убегать от полиции и охраны.

МОСЛЕНТА встретилась с трейнрайтерами, чтобы узнать, зачем они рискуют собой ради граффити на поезде, кто срывает стоп-краны и что такое настоящий вандализм.

По просьбе наших собеседников мы не раскрываем их настоящих имён. К тому же, мы и сами их не знаем.

Зачем срывают стоп-краны

Bunt: Любая субкультура связана с какими-то территориями. У молодежи есть понимание, что есть твоя территория, есть моя территория – как у собак. В граффити так же.

На электричках идет война за хорошие места

Marie: Практически все места поделены негласно и с каждым годом их становится все меньше.

Bunt: Поэтому некоторые команды предпочитают более простой вариант действий – сорвать стоп-кран. Тогда ты никому не портишь жизнь. Ну разве только машинистам и пассажирам, то есть всем остальным.Мы называем это бдж [backjump – быстрое рисование, пока поезд не уехал] и это жестковатая для всех вещь.

bunt_crew_2
Кадр из видео команды Bunt

Marie: Там очень много своих опасностей и, как правило, перед самим джампом [то же, что и бдж] один человек проходит по вагонам, чтобы посмотреть есть ли там сотрудники полиции или охрана.

Bunt: Потому что задача людей, которые рисуют, в том, чтобы как можно дольше продержать стоп-кран и не дать электричке поехать. Они закрывают двери, дерутся с охраной, пассажирами или машинистами.То есть это такое специфичное рисование и, в конце концов, оно привело к тому, что рисовать на поездах стало опасно. За это серьезно взялись, потому что когда срывается график движения поезда – это лютая штука.

Гопники на электричках

Bunt: Если в Европе метро и электрички – это все один стайл, то в России это отдельная стезя со своей спецификой, потому что в электричках много таких факторов, которые невозможно продумать заранее.

Когда уезжаешь в глубинку, все становится по-другому. У нас ведь много всяких глухих закоулков, где делай, что хочешь

И случались истории, когда докапывались не менты, а посторонние люди, которым просто не нравится, что ты делаешь, или им хочется чем-то разжиться.

Marie: Часто при рисовании на электричках встречаются различные гопники. И это, кстати, жестче чем мусора или охранники, потому что они живут по своим понятиям.

Bunt: Нам рассказывали случай, когда подъехали какие-то бандиты на BMW Х5. Спрашивали у ребят, кто они, почему трутся там, знают ли они такого-то чувака. Прессовали их, увезли куда-то, заставили рисовать на какой-то стене что-то типа «Вася крутой», а потом братались с ними. И это нормально, потому что некоторые направления на электричках особенно криминализированы.

bunt_crew_23
Кадр из видео команды Bunt

Когда ставят «на банки» и бьют рожи

Marie: Если у нас кто-то делает ночью поезд в метро, то его стараются быстренько с утра прогнать, чтобы никто не увидел. Потому что если люди видят, что можно нарисовать граффити, то сразу встает вопрос терроризма. Это значит, что проникнуть в метро не так сложно, как кажется.

Bunt: Да, если ты нарисовал на метро, то сразу же начинается муравейник. Для них очень важно оперативно понять, как ты проник, и заделать эту дыру, но иногда получается скрыть это место и тогда его оберегают от всех.

И если в таком месте какие-то уроды рисуют без согласования с тобой, зная, что это чье-то, то приходится применять силу. Тогда встречаются, обсуждают, дают ***** [упоминание женского полового органа], бьют рожи, на банки ставят [заставляют отдавать краску]. Кому-то бьют рожи по двадцать раз, но они не понимают и все равно ходят.

Были случаи, когда мы сидели в засаде, как какая-нибудь полиция, и гоняли других райтеров

Как охраняют поезда

Bunt: На постсоветском пространстве широко распространена система, когда есть новые поезда, повыше классом, и поезда для остальных.

Marie: Есть экспрессы, у которых своя частная охрана и она отвечает только за свой поезд – на остальные им плевать. Но это дело случая, встречаются и активисты, которые из принципа не дают ничего сделать.

Bunt: В частности, в Москве долго существовало место, где стоял экспресс и обычный поезд. У определённой команды был уговор с охраной, что вот они экспресс не трогают, а охрана взамен не теребит райтеров. То есть ребята приходили и спокойно рисовали на электричке. Такие формулы существуют не только в России. В Румынии я слышал историю о том, что ребята рисуют поезд, а потом сами же его сразу закрашивают.

Bunt: Бывает еще, что охраннику или машинисту просто какую-то компенсацию небольшую платят. Охраннику это выгодно. Ему разрисуют один вагон, а он расскажет как героически гнался за восемью ребятами. Все это снимет еще на телефон, чтобы доказать.
Иногда и этого не надо – просто приходит двадцать человек и ставят охранника перед фактом. Дескать, вас двое и вы все равно ничего не сделаете. Один раз охранники засняли нас на телефон со словами: «Их тут много, мы не можем ничего сделать». То есть оправдывали перед начальством свою неспособность защитить поезд.

Граффити в метро

Bunt: Рисование в метро всегда была довольно закрытой опцией и обычно все друг друга знают. В 2006 – 2008 годах на всю Москву было человек десять, которые периодически делали метро, а сегодня этим относительно активно занимаются где-то пять-шесть групп и большинство из них – молодые.

Мое поколение уже почти не рисует в метро, потому что это стало сложно и надо потратить не одну ночь. Если нет должной экипировки и людей, которые могут и умеют работать, то подготовка может занять и неделю, и месяц. И все это для одного рисования в полчаса. А очень часто все может пойти впустую.

Раньше было по-другому: шахты стояли беззащитные, и люди чуть ли не руками ломали железки, залезали и шли рисовать

Встречали рабочих, разговаривали и чуть ли не водку вместе пили. Но из-за терактов ситуация изменилась и усилили безопасность, поставили всякие датчики движения, работники метро узнали о граффити, и проникновение стало сложным делом.

Что не так с московской подземкой

Bunt: В Европе значительно проще рисовать в метро. Да, там тоже есть различные датчики, но механической защиты такой нет. Каждая шахта – это, по сути, аварийный выход и в случае какого-то ЧП люди должны через него выйти. Но у нас не так. Эти шахты закрыты со всех сторон и аварийно выйти без спасателей или специальных служб у вас не выйдет.

bunt_crew_04
Кадр из видео команды Bunt

Bunt: В Европе же, если это аварийный выход, то это аварийный выход; если шахта для вентиляции, то там нет каких-то лестниц и ее нельзя использовать для входа. У нас же попытались сделать все в одно, потом начали лазить и со всех сторон все закрыли, поставили замки, потом сами рабочие ключи от замков потеряли, потом начинают их сами же срезать.

Раньше можно было подойти к двери с замком и очень часто оказывалось, что ключ где-то рядом. Такая типичная привычка класть ключик под ковриком

Какое-то время назад пытались даже делать врезные замки в двери, которые так просто не сломаешь. Их ставили туда, но никто ими не пользовался, потому что открыть врезной замок, от которого ты потерял ключ, – это уже совсем другой уровень, это надо очень заморочиться даже рабочим.

Сотрудничество с полицией

Bunt: Бывает, что линейная полиция организовывает грамотные засады. Когда-то им это удавалось с переменным успехом, но сейчас у них какие-то данные уже имеются, своя картотека.

Marie: В последние годы они начали действовать более по-европейски, как вэндалскуод [Vandal squad – специальное подразделение, борющееся с граффити]. Бывает даже, пытаются впрячь граффитчиков. Говорят: «Будешь с нами работать, помогать расшифровывать и ловить нужных нам людей, и тебе ничего не будет за рисование».

Bunt: Да, в Москве в этом плане только стали развиваться. Одного из тех, кто сейчас с нами рисует, достаточно жестко поймали на товарняках. Там вообще больше от краж охраняют и обычно нет проблем, но его приняли.

Поначалу отпустили с какой-то отпиской, а через полгода вызывают уже в совсем другой отдел, кладут перед лицом папку и говорят: «Не хочешь на нас поработать? Мы вот все надписи расшифровываем, у нас почти нет проблем, но есть люди, которые рисуют каких-то персонажей и мы не понимаем кто это».

Он отказался, конечно, сказал, что рисовал только на товарняках и никого не знает. Но есть те, кто соглашается.

bunt_crew_5
Кадр из видео команды Bunt

Про вандализм

Bunt: Для меня стены в какой-то момент потеряли актуальность. Я понял, что их всегда можно сделать. Будь тебе и сорок и сорок пять лет. Это не проблема.

Выйти в выходной и лениво с пивом порисовать три-четыре часа, а потом уйти домой – всегда успеется

Пока молодой, то хочется делать вещи поинтереснее.

Marie: Каждый задумывается на каком-то этапе о том, зачем ты это делаешь. Потому что с течением времени пропадает то ощущение адреналина, которое было изначально, и ты привыкаешь. Подошел, проверил, нарисовал, ушел. И с годами стало интересно нарисовать что-то качественное, идейное. То есть работаешь именно на результат.

bunt_crew_06
Marie

Bunt: Я хочу, чтобы это нравилось, чтобы они задумывались о чем-то, удивлялись. Были случаи, когда люди останавливаются, фоткаются с твоей работой. В идеале, некоторым бомберам [тот, кто занимается бомбингом, то есть быстрым и чаще всего нелегальным граффити] и райтерам удается передать некий посыл обществу.

Но людей, которые готовы рисовать хорошо, рискуя своей задницей и деньгами, очень немного. К сожалению, для многих трейнрайтинг – это спорт и много людей, которым пофигу, что рисовать. Для них это круто, это опасно, это йоу, йейе, рэп.

Marie: Да, в трейнрайтинге у каждого свои интересы. Кто-то стремится собрать как можно больше разных поездов со всего мира, есть человек, который делает метро почти по всему миру. То есть не ради идеи или рисунка, а чтобы отметить, что они там были или ради количества.

bunt_crew_07
Кадр из видео команды Bunt

Bunt: Еще достаточно распространено в России набухаться и пойти рисовать, бить окна и так далее.

Бывает у людей мысль любой ценой дорисовать: от******* этого машиниста, залить пассажиров газом, закидать их бутылками

Такова обратная сторона граффити и, к сожалению, людям она больше заметна, потому что это нечто экстравагантное. И конечно же люди начинают думать: «Вот уроды!».

Marie: Есть действительно вандализм – когда ломают вагоны, рисуют на кабине, мешают людям. Но когда делают красивый рисунок и это никого не трогает – это не вандализм. Какая разница, серая электричка или раскрашенная?

Bunt: Все зависит от людей. Есть профессионалы, которые не хотят приносить проблем окружающим, они просто хотят показать людям свое искусство. Ведь эта такая передвижная галерея, в которой тебе не надо ничего ни с кем согласовывать.

Ты никогда не сможешь нарисовать того же Пескова с часами и договориться об этом с государством, а здесь все в твоих руках.

Что отличает райтера от вандала? Вандал он исключительно уничтожает, а райтер старается создать что-то.

« »
Смотрите по теме
TRAIN BOMBING | MOSCOW
TRAIN BOMBING | MOSCOW
Diesel Burn #4 | Waspe
Diesel Burn #4 | Waspe
EDWARD NIGHTINGALE
EDWARD NIGHTINGALE
NcFormula presents: Meanwhile in Moscow
NcFormula presents: Meanwhile in Moscow
Trackside Memories Moscow
Trackside Memories Moscow
RUSSIAN STANDART
RUSSIAN STANDART
Bamcontent |  Вольные хлеба
Bamcontent | Вольные хлеба
Фильм: GRAFFITI HAUTE COUTURE #2
Фильм: GRAFFITI HAUTE COUTURE #2
Bamcontent | The Man Comes Around
Bamcontent | The Man Comes Around
NcFormula: MOCKBA 2018
NcFormula: MOCKBA 2018
Bamcontent | BUNT | Block and talk
Bamcontent | BUNT | Block and talk
Bamcontent | Autumn chase
Bamcontent | Autumn chase
Bamcontent | BUNT | Highly Likely
Bamcontent | BUNT | Highly Likely
Bamcontent | Happy New Year 2019
Bamcontent | Happy New Year 2019
Bamcontent | BUNT | junket
Bamcontent | BUNT | junket
VIVACITY
Видео
НОВОЕ
73
Дания
Видео
НОВОЕ
35
Москва
Hello from the Urals by MAZIK
НОВОЕ
НОВОЕ
146
Польша
НОВОЕ
4.9K
Москва
Видео
НОВОЕ
135
Италия
Видео
НОВОЕ
137
Скандинавия
ATC (КИСЛЫЙ ТРАЛЛИК) — ТРЕЙЛЕР
НОВОЕ
Видео
НОВОЕ
176
Израиль
Видео
НОВОЕ
138
Москва
Видео
НОВОЕ
173
Аргентина
Видео
184
Санкт-Петербург
The Takeover Kontinues 4 | Preview
Сейчас онлайн
24

Реклама

Популярное
  • ПРЕВЬЮ ЖУРНАЛА: Concrete #18

    1

  • Freight train bombing 2020

    1

  • Corona time 2 — Lockdown

    1

Профайлы
  • Huys Guys

  • YOUR ACTION

  • SERG

Новые
KOSTI CINEMATIC VIDEO
KOSTI CINEMATIC VIDEO
НОВОЕ
Just spray vol.2 — Иксон, Feaby | WBM CREW
Just spray vol.2 — Иксон, Feaby | WBM CREW
НОВОЕ
Hello from the Urals by MAZIK
Hello from the Urals by MAZIK
НОВОЕ
ПРЕВЬЮ ЖУРНАЛА: Concrete #18
ПРЕВЬЮ ЖУРНАЛА: Concrete #18
НОВОЕ
Huys Guys
Huys Guys
НОВОЕ
Cekios | Platform
Cekios | Platform
НОВОЕ
NcFormula: Sola Cykla Bada
NcFormula: Sola Cykla Bada
НОВОЕ
ATC (КИСЛЫЙ ТРАЛЛИК) — ТРЕЙЛЕР
ATC (КИСЛЫЙ ТРАЛЛИК) — ТРЕЙЛЕР
National Geograffiti project | Israel
National Geograffiti project | Israel
ФЕДОРЪ ДРЮ — STREET WRITING
ФЕДОРЪ ДРЮ — STREET WRITING
YOUTUBE 30_K__footer

Реклама